19024
Кто: поэт

В словарях и справочниках по детской литературе имени Марины Владимировны Дружининой нет. Пока. Но всем тем, кто имеет отношение к дошкольному детству, оно должно быть чрезвычайно интересно: М. Дружинина пишет стихи для самых маленьких. А значит, она не только доставляет малышу радость от общения со словом, но и убеждает нас, взрослых, в том, что настоящий читатель рождается в раннем детстве, что поэзия для самых маленьких — это особая область детского чтения, которая требует внимания и уважения.

Марина Дружинина – редактор журнала «Веселые картинки», автор детских книг, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Литературная жизнь Дружининой первоначально не была связана с детской поэзией. Она родилась в 1953 году в Москве, закончила технический вуз, работала в «Литературной газете». Детские стихи, как это часто бывает, начала писать после рождения сына. Ребенок вырос, но писать стихи для малышей она не перестала. Более того, в процессе работы у поэта складывалось собственное представление о том, какими они должны быть. «Это возраст общения, и поэзия для малышей должна быть поэзией общения», — считает М. Дружинина.

Ее первое детское стихотворение появилось в журнале «Веселые картинки» в 1988 году, первая книга – «Дали Маше погремушку» — вышла в 1991, вторая – «Ослик, ослик, где твой хвостик?» — в 1993. Поэт любит создавать четверостишия-диалоги. Стихи Марины Дружининой никогда не бывают описанием, констатацией обыденности. Они объединены темой, которая, так или иначе, звучит в каждом стихотворении: темой общения, сближения, дружбы. Весь богатый мир животных живёт, пульсирует, находиться в постоянном движении и общении друг с другом, а значит, и с ребёнком. У Дружининой много произведений, которые сейчас называются «прикладной поэзией». Они учат ребенка различать цвета, формы, запоминать цифры, алфавит, правила поведения в городе, видеть частное, индивидуальное в общем. Часто это комментарии, подписи под картинками. Но и здесь М. Дружинина остается поэтом, сохраняя свою интонацию, образность, богатство лексики. Мастерство поэта в том и состоит.

Вот, например, книга «Зайкин День», в которую вошли стихи о временах года, режиме дня Зайки-малыша, о гигиене. Всё это традиционные темы малышовой поэзии:

Крикнул зайчик в семь утра:
- Где мой завтрак? Есть пора!
- Подожди, я отвечала, –
Ты оденься, друг, сначала.
Застели свою кроватку,
Сделай, заинька, зарядку,
Вот такую: прыг да скок!
Вправо – влево, кувырок!


В стихах М. Дружининой мы встречаемся с проблемой «отцов и детей», которая существует и в дошкольном детстве, — и в этом возрас­те она не менее драматична. Только смысл ее в другом: не противоречия в мыслях, взглядах, чувствах, а отсутствие или недостаток общения, без которого немыслима детская жизнь:

У Марины Владимировны есть книги для детей разного возраста. У неё много чудесных весёлых рассказов для младших школьников. Есть цикл оперных сказок.

Стихи Марины Дружининой