|
Существуют души, родившиеся вне своего времени - одни опоздали, другие поспешили», - так в предисловии к «Коронованному Менестрелю» загадочный Автор готовит читателя к своему колдовству (ведь в колдовстве присутствует и колдовство, и заговор). Что это? - задается вопросом. Может быть, это маркетинговый трюк? Попытка заинтриговать или дать объяснение, «оправдание»? Почему Менестрель - коронованный? Даже будучи несколько знакомым с творчеством Евгения Язова, держа книгу в руках, с трепетом открываю первую страницу…
Автор - не из этого мира. Поэзия Евгения Язова не соответствует современному контексту совсем. В ней нет провокации, пафоса, стремления шокировать; в ней нет мятежности, разрыва, остроты момента, проблем общества, оригинальности формы, семантического эксперимента; её нельзя отнести ни к одному из -измов, определяющих направления современной литературы. На первый взгляд кажется даже, что она холодна, лишена чувственности и подчеркнуто эгоцентрична. Именно такое впечатление возникло у меня вначале, когда я мельком прочитал несколько стихотворений на одном из сайтов, ещё до выхода книги. Это было мимолетное заблуждение, которое не возникло бы, если бы я был чуть внимательнее. Эта Поэзия (имя автора не имеет значения) - явление сверхкультурное. Редкое, если не сказать уникальное, обреченное на снисходительное внимание со стороны коллег, эпизодические восторженные отзывы малой группы ценителей, на спокойную тишину и… бессмертие.
Что касается стихов, то сейчас они не являются самой популярной формой языкового творчества. Или, вернее, они настолько популярны, что перестали рассматриваться как что-то недосягаемое, особенное, заповедное. В этом большая заслуга коммуникационных технологий, которые стимулировали интерес к творчеству. Поскольку стало ясно, что составлять стихи способны многие, то и ценность поэзии стала уменьшаться. Каждый, кто умеет сочинять стихи, уверен, что принадлежит к великому таинству. Обратная сторона медали: мы знаем имена известных современных писателей, популярных блогеров… а поэтов? Тех, кто вдохновляется богами? Какой издатель сегодня решится на смелый шаг выпустить поэтический сборник новых авторов? Или даже произведения одного поэта? Слишком невостребовано. И как отделить зерна от плевел? Поэтому прежде, чем перейти к обсуждению творчества поэта Евгения Язова, следует отдать ему должное как меценату. Поднять интерес к Поэзии, к духовной стороне жизни, к божественному и прекрасному, найти единомышленников - это предприятие, вероятно, не имеющее перспектив, если не верить в него искренне, если сомневаться в успехе хотя бы на дюйм. Чтобы решиться на проект «Виноградарь» с лютнями и соловьями, недостаточно быть просто безумцем, нужно быть ярым романтиком, возводящим Красоту: Мир, Человека, Чувство. Последним самураем.
Истоки лирической поэзии лежат в песнях менестрелей. Именно поэтому, на мой взгляд, автор выбирает эпоху зарождения стилистики, утверждения основных форм, канонов и критериев гармонии Слова, эпоху становления традиции служения Прекрасной Даме для достижения своей цели. Недосягаемость - основное условие поклонения. Возвышенность - основной признак настоящей Поэзии. Поэт стремится почувствовать связь между земным и небесным, выразить её и заставить читателя почувствовать эту связь. Состояние возвышенности неизбежно возникает при чтении стихов Евгения Язова; оно охватывает с первых строк и не отпускает, поднимая нас, приближая к высшему - к Богу.
Умение видеть прекрасное в Мироздании важнее и полезнее для души, чем обращение внимания на недостатки. И, конечно, Поэт всегда является проводником Божественного слова; он пишет не о прошлом, а о вечном. Его взгляд - это взгляд из будущего в прошлое и из прошлого в будущее; его тонкие настройки - беспогрешное измерение вечности. А что может быть более вечным, чем Бог, Любовь, Поэзия? На этом стоит сосредоточиться и писать. В произведениях Евгения Язова нет поисков истины; она найдена и осмыслена: ценить настоящее, жить, любить, творить. И в этом его поэзия светоносна.
Раскрыть многообразие слоев поэзии Евгения Язова - это труд титанический, и, вероятно, невозможный. Не удивлюсь, если при изучении строения стихов будут обнаружены, к примеру, закономерности в цвете или музыке. Но приятнее просто погружаться в волны его лирики, наслаждаться вином, слушать ангельские голоса, созерцать прекрасное вокруг, и тогда, возможно, мы найдем ответ на загадку, почему Менестрель - коронованный.