1491
Рубрика: сказки

Предисловие

В этом старинном немецком городе даже дождь казался праздничным.
Был уже поздний вечер.
В каждой капле дождя отражались городские окна и вывески, уличные
фонари и башни древних соборов.
Возможно, в этих каплях отражался и я, под зонтом поспешающий вслед за
господином Михаэлем Энде. А уж господин Энде отражался. Это точно. Я сам
видел в какой-то промелькнувшей кривой и волшебной капле его бороду и очки.
Толпа, мелькающая вокруг нас, капель не рассматривала, она топталась у
витрин, отражая капли дождя синими вечерними зонтами.
Михаэль Энде зонт имел белый, с тяжелой рукоятью. Почему-то он его не
раскрывал. Он не защищал свою голову от осеннего дождя.
Наконечником зонта он бил по мокрым камням, высекая искры. Я тоже
сложил свой зонт и стал долбить им тротуар, но искры не высекались.
"Ну и слава богу, - думал я. - А то засыплем своими искрами весь этот
старинный город".
От Михаэля Энде я немного отставал. Он шагал широко, торопясь по
чрезвычайно важному делу.
Знаменитый европейский писатель, живущий в городе Мюнхене, господин
Михаэль Энде вел меня есть гуся.
Я не понял, что это было; ресторан, харчевня, таверна или просто
трактир.
Под вишневыми абажурами, словно пропитанными красным вином, на скатерти
цвета разломанного граната объявился гусь - коричневый и пупырчатый, пышущий
жаром печи и тихо похрустывающий всеми своими корочками.
Такого гуся я прежде не едал и вряд ли когда-нибудь еще увижу. И тут
читатели могут решить, что я только о гусях и думаю. Это, конечно, верно. Но
в тот вечер совершилось событие и поважнее.
Михаэль Энде рассказал мне сказку. Сказка эта сильно отличалась от
гуся. Она была скорее родственницей холодного осеннего дождя. Гуся я почти
позабыл, а сказку до сих пор помню. Среди русских сказок мне такой никогда
не встречалось. Пожалуй, она близка сказкам Андерсена, Гофмана, братьев
Гримм.
Мне захотелось пересказать ее для вас, чтобы вы знали, о чем думает
писатель Михаэль Энде и что читают сейчас немецкие дети.
Вот и все, что я должен был рассказать вам перед сказкой. Читайте ее, а
я буду вспоминать старинный город, праздничный дождь и доброго сказочника, с
которым однажды гуся ел.

Юрий КОВАЛЬ


Михаэль Энде. Театр теней Офелии


В одном маленьком старом городе жила маленькая старая фройляйн по имени
Офелия.
Когда она появилась на свет - было это, разумеется, очень давно,- ее
родители говорили:
- Наша девочка станет когда-нибудь великой актрисой!
Так они мечтали и поэтому дали ей имя знаменитой героини одной великой
пьесы.
Маленькая Офелия в наследство от родителей получила только одно: любовь
и восхищение перед Великими Словами Поэтов, а больше и ничего.
Стать знаменитой актрисой она не смогла. Слишком уж тихим был ее голос.
Но все-таки ей хотелось хоть как-нибудь послужить искусству, пусть даже
самым тихим делом.
В этом маленьком городе был старый чудесный театр.
И там, у краешка сцены, была будка, закрытая от зрителей большой и
вроде бы морской раковиной. В этой будке-раковине и сидела Офелия каждый
вечер и шепотом подсказывала слова, чтобы артисты не запинались. И тихий
голос Офелии был здесь очень кстати, ведь публика не должна была ее слышать.
Всю свою жизнь Офелия прослужила в театре и была счастлива. Постепенно
она выучила наизусть все великие комедии и трагедии мира, и ей уже не нужно
было подглядывать в книгу.
И вот фройляйн Офелия состарилась. Да и времена теперь изменились. Все
меньше зрителей приходило в городской театр, потому что появлялось кино, а
потом и другие развлечения.
У многих были теперь автомобили, и если кому так уж хотелось в театр -
можно было быстро добраться до ближайшего большого города и посмотреть на
куда более прославленных артистов,- да, в конце концов, и себя показать.
И вот настало время, когда театр в маленьком городе закрыли. Актеры
поразъехались, а старую фройляйн Офелию уволили.
Когда кончилось последнее представление и в последний раз упал занавес,
Офелия осталась в театре еще ненадолго, совсем одна.
Она сидела в своей будке-раковине и вспоминала о прошедшей жизни.
Вдруг она увидела тень.
Тень бродила по кулисам, то увеличиваясь, то уменьшаясь.
А вокруг-то никого не было, кто мог бы ту тень отбросить.
- Эй! - тихонько позвала Офелия, - Кто там?
Тень испугалась и съежилась.
- Простите, - сказала тень, - я не знала, что здесь кто-то есть. Я не
хотела вас пугать. Я тут прячусь, потому что не знаю, куда мне деться. Очень
прошу, не прогоняйте меня.
- Ты - тень? - спросила Офелия.
Тень кивнула.
- Но ведь тени всегда кому-то принадлежат.
- Не все, - сказала тень. - Есть на свете и лишние тени. Они никому не
принадлежат, никому не нужны. Я как раз такая. Меня зовут Тень-Проказница.
- Вот оно что... Да, это очень печально - никому не принадлежать.
- Очень, - согласилась тень и вздохнула. - Да ведь что поделаешь?
- А ты иди ко мне, - сказала Офелия. - У меня тоже никого нет.
- С удовольствием. Но тогда мне надо быть все время с вами! А у вас
есть собственная тень.
- Да вы друг с другом поладите, - сказала старая фройляйн, и тут ее
собственная тень неожиданно кивнула.
Так у фройляйн Офелии появились две тени. Это не все замечали, а кто
замечал - весьма удивлялся. Офелии, конечно, не хотелось, чтоб о ней слишком
много говорили. Поэтому она просила одну из своих теней на день уменьшаться
и прятаться в ее сумочку. Для тени места там было достаточно.
Однажды старушка Офелия сидела в церкви и тихонько разговаривала с
Богом. Она надеялась, что Бог услышит ее тихий голос. Но так уж точно - она
не знала.
Вдруг на белой стене она увидела новую тень, очень исхудалую. Тень ни
на что не была похожа, но почему-то жалобно протягивала руки.
- Ты что, тоже ничья? - спросила Офелия.
- Ничья,- вздохнула тень. - Но ходят слухи, что кто-то берет нас к
себе. Не ты ли?
- У меня уже есть две тени.
- Прими и меня. Это ведь так печально - быть одинокой.
- Как же тебя зовут?
- Смутный страх.
- Ну что ж. Иди и ты ко мне, - сказала Офелия. - В сумочку.
Теперь у нее стало три тени.
С этих пор чуть не каждый день к ней приходили все новые и новые ничьи
тени. Оказалось, что их не так уж и мало на белом свете.
Четвертую тень звали - Одинокая.
Пятую - Большая Ночь.
Шестую - Никогда.
Седьмую тень звали - Тяжесть пустоты.
Теней становилось все больше и больше.
Маленькая фройляйн Офелия была бедная, но теням, к счастью, не нужно ни
еды, ни одежды, чтоб согреться. Только вот комнатушка Офелии порою
становилась очень уж темной и тесной, в ней ютилось слишком много теней. А
ведь приходили все новые.
Хуже всего было, когда тени ссорились.
Они спорили за лучшее место, а иногда просто-напросто даже дрались.
Порой дело доходило до настоящих сражений.
В такие ночи маленькая старая фройляйн Офелия не могла заснуть. Она
лежала в постели с открытыми глазами и тихим голосом старалась успокоить
своих друзей. Но это не очень-то помргало.
Офелия не любила ссор, кроме тех ссор и битв, которые на Великом Языке
Поэтов звучали со сцены. И вот однажды ей пришла в голову интересная мысль.
- Послушайте,-сказала она теням. - Послушайте! Если вы хотите жить со
мной, вам придется кое-чему научиться.
Тени перестали ссориться и затаились. Они смотрели на старушку изо всех
углов маленькой -гомнатки.
И тут Офелия стала говорить. Она произносила Великие Слова Поэтов,
которые знала наизусть.
Медленно и строго читала она и требовала, чтоб тени повторяли за ней.
Тени старались изо всех сил и были довольно понятливы.
И постепенно со слов Офелии тени выучили все великие комедии и трагедии
мира.
Теперь у них пошла совсем другая жизнь.
Тени научились принимать любой облик: карлика и великана, человека или
птицы, дерева или коня.
По ночам они часто разыгрывали перед Офелией удивительные
представления. А она шепотом подсказывала им слова, чтобы они не запинались.
Днем же все тени, кроме, конечно, собственной, прятались в сумочку. Да,
они умели, если хотели, невероятно уменьшаться.
Соседи никак не могли их увидеть, но замечали, что происходит что-то
необычное. А люди этого не любят.
- Эта старая фройляйн какая-то странная, - говорили за спиной Офелии. -
Надо бы отдать ее в приют для стариков. Там о ней позаботятся.
- Похоже, она сумасшедшая, - говорили другие. - Мало ли что она может
натворить!
Однажды к старушке пришел хозяин дома, в котором у нее была комнатенка,
и сказал:
- Мне очень жаль, но теперь вам придется за комнату платить вдвойне.
Этого Офелия не могла.
- Ну, тогда, - сказал хозяин, - вам лучше съехать. Впрочем, мне очень
жаль.
И вот Офелия сложила в чемодан все, что у нее было - совсем немного, -
и ушла. Она купила билет, села на поезд и поехала по белу свету, сама не
зная куда.
И заехала она очень далеко. Сошла с поезда и пошла пешком - куда глаза
глядят. В одной руке она несла чемодан, в другой сумочку, где таились тени.
Это была длинная-длинная улица.
Наконец старушка пришла к морю. Дальше идти было некуда. Она присела на
берегу немножко отдохнуть и уснула.
Из сумочки вышли тени, окружили ее и стали думать, что же делать
дальше.
- Собственно говоря, - зашептались тени, -это из-за нас госпожа Офелия
попала в такое положение. Надо придумать, как ей помочь.
И они долго думали, а когда старушка проснулась, рассказали ей свою
затею.
- Ах, вот как! - засмеялась Офелия. - Это вы неплохо придумали.
И вот Офелия пришла в одну деревушку.
На краю деревни она увидела перекладину, на которой выбивают половики.
Достала из чемодана простыню и повесила ее на эту перекладину.
Тени вышли из сумочки и стали разыгрывать на простыне спектакли,
которые давно выучили.
Офелия сидела сзади и подсказывала артистам Великие Слова Поэтов, чтобы
они не запинались.
Сбежались ребятишки.
Потом подошли и взрослые. И каждый заплатил какую-то мелочь за
необычное представление.
С тех пор стала фройляйн Офелия ходить из деревни в деревню, из одного
края в другой, а тени ее превращались в королей и шутов, в благородных дам и
огненных жеребцов, в волшебников и в цветы.
Подходили люди, смотрели - смеялись и плакали.
Скоро Офелия стала знаменитой, и куда бы она ни приходила, везде ее
ждали - такого театра еще никто не видел!
Зрители хлопали в ладоши, и каждый что-то платил. Кто побольше, кто
поменьше.
Через некоторое время Офелия даже накопила денег и купила маленький
старый автомобиль.
Художник разукрасил его и по бокам написал крупными буквами:

ТЕАТР ТЕНЕЙ ОФЕЛИИ

И покатил театр Офелии по белу свету.
На этом наша история могла бы и кончиться, но еще не кончилась.
Однажды фройляйн Офелия попала со своим автомобилем в снежную бурю и не
смогла ехать дальше.
Вдруг перед нею возникла Огромная Тень. Она была намного темнее всех
других теней.
- Ты тоже из тех, - спросила Офелия, - тоже из тех... кого никто не
хочет?
- Это, пожалуй, верно сказано, - медленно проговорила Тень.
- И тоже просишься ко мне?
- А ты бы меня взяла? - усмехнулась Огромная Тень, подходя поближе.
- Теней у меня больше чем достаточно, -- сказала старушка, - но ведь и
тебя жалко.
- Может быть, ты сначала узнаешь мое имя?
- А как тебя зовут?
- Люди называют... Смерть.
Стало очень тихо. И ветер снежный стих.
- Все равно хочешь взять меня? - мягко спросила наконец Тень.
- Да, - ответила маленькая старая 'фройляйн Офелия. - Иди ко мне.
И огромная холодная Тень накрыла Офелию, и свет померк.
Но потом у нее появились новые глаза - молодые и ясные. И уже не
близорукие. И Офелия даже без очков могла увидеть, где находится.
Она стояла перед Воротами в Небо. А вокруг толпились чудесные фигуры в
сияющих одеждах. Они улыбались ей.
- Кто же вы такие? - спросила Офелия.
- Неужели не узнаешь? Мы - бывшие тени. Те самые, ничьи. Теперь мы
спасены и больше не будем скитаться.
Ворота в Небо распахнулись - и бывшие тени вошли в них. Они вели с
собой маленькую старую фройляйн Офелию.
Все вместе подошли они к прекрасному дворцу, и это был самый чудесный
театр, который только можно себе представить.
Над входом было написано большими золотыми буквами:

ТЕАТР СВЕТА ОФЕЛИИ

С тех пор в этом театре разыгрывают они перед ангелами судьбы людские,
и звучат в нем Великие Слова Поэтов. Слова эти понятны и ангелам. А
рассказывают Поэты о том, как печально и смешно, убого и величественно быть
человеком и жить на земле.
Фройляйн Офелия шепотом подсказывает своим актерам слова. Чтобы они не
запинались.
Говорят, что иногда сам Господь Бог приходит их послушать. Но в
точности этого никто не знает.

Пересказали с немецкого
Наталия Дегтярь и Юрий Коваль