|
Было — не было, а в одно время жили девять безбо-родых, и все они занимались одним делом — земледелием да извозом.
У самого богатого было двадцать пар волов, а у самого бедного— одна. Однако сколько зарабатывал
за день тот, что имел двадцать пар волов, столько же зарабатывал
и бедняк со своей единственной парой.
И вот восемь богатых безбородых возненавидели девятого — бедняка.
— Черт возьми, мы работаем на стольких волах, а он с одной парой зарабатывает столько же, сколько и мы.
— Ну, друзья, что с ним сделать? — держат они совет.
— Что сделать? Да зарезать у него одного вола.
— Ну, а как зарезать?
— А вот завтра утром придем к нему и скажем: «Знаешь, друг, сегодня ночью мы видели во сне твоих покойных родителей. Они голодны и просили тебе передать, чтобы ты зарезал одного вола, напек хлеба из мешка муки и роздал за упокой их душ всем и каждому по куску мяса и ломтю хлеба».
Так и решают они поступить.
Наутро один из них идет, стучит к бедняку в дверь; выходит его жена:
— Кто там?
— Вышли-ка приятеля, пусть выйдет сюда! Женщина зовет своего мужа.
Тот подходит к двери. Безбородый спрашивает его:
— Как здоровье, приятель?
— Здоров, иншаллах, — отвечает тот.
И безбородый говорит все то, что было условлено.
— Милый человек, да может ли быть такая вещь? А что же я потом буду делать?
— Этого я не знаю; мое дело было передать тебе просьбу твоих родителей, а ты поступай как знаешь. — И с этими словами они уходят.
Вслед за ним является второй безбородый, а затем приходят по очереди еще шесть, и все твердят одно и то же. И вот наш бедняга входит в дом и говорит жене:
— Вот мы не поминаем своих родителей, и они являются во сне людям: просят за упокой их душ зарезать вола и раздать его мясо.
— Не верь — это ложь, — уверяет его жена.
— Как это может быть ложью, — отвечает безбородый, — восемь человек, что ли, лгут?
И он тут же закалывает одного вола, берет мешок муки, печет хлеб, варит воловье мясо и все раздает соседям.
Затем бедный малый запрягает в телегу оставшегося вола и выезжает в поле, но и с одним волом зарабатывает столько же, сколько остальные безбородые.
Обозлились безбородые не на шутку, снова приходят к нему один за другим и рассказывают, что видели сон, в котором его родители просят зарезать и второго вола.
Бедняга режет и второго вола, раздает мясо и остается с обеими руками под камнем — и пяти пара нет в доме.
Тогда он сушит воловьи шкуры и говорит жене:
— Женушка, снесу-ка я эти шкуры в город, продам, может быть, получу пять — десять пара, — собирается и уходит.
Приходит бедняк в город, останавливается около конака кади и кричит:
— Шкуры продаю!
Как услыхала это жена кади, велит:
— Позовите-ка этого человека, посмотрим, что у него за товар. — Слуги приводят безбородого.
— Почем отдаешь пару?
— А вот за двадцать курушей.
Женщина покупает у него шкуры и оставляет у себя гостем. Его приводят в комнату. А в тот вечер у кади было много гостей, и каждый вновь пришедший говорит ему: «Ну-ка, безбородый дядя, подвинься подальше! Ну-ка, безбородый дядя, подвинься подальше!» И так в конце концов он остается за дверью.
Вдруг кади вспоминает о нем:
— А где же безбородый? — Глядь! — а беднягу вытолкнули за дверь. — Ай-ай, возьмите отведите его в кухню: пусть он поест и эту ночь поспит там.
Тогда его забирают на кухню; поев, он ложится спать, однако сон не смыкает его глаз.
И вдруг он видит, как жена кади-эфенди ночью тихонько пробирается на конюшню. Она, оказывается, сорок лет любила одного пастуха. Он идет следом за ней. Ханым зовет пастуха, а тот сердится, что она запоздала.
— Помилуй, не сердись! Я никак не могу усыпить эфенди; подожди, вот он заснет, я и приду.
Безбородый возвращается на кухню, засучивает рукава, раз-водит огонь, кладет на сковороду масло, распускает его; потом берет сковороду, идет на конюшню и зовет пастуха.
— Вот я пришла, открой рот, я приготовила тебе горяченького кофе, — говорит он и опрокидывает сковородку в рот пастуху! Тот замертво падает на месте.
А безбородый идет обратно в кухню и ложится спать. «Ах ты жена кади! Полюби-ка теперь на сорок лет пастуха!»
Тем временем ханым, убаюкав кади-эфенди, идет на конюшню, глядь! — а пастух мертв. Испугалась она и сразу бежит к безбородому.
— Ох, безбородый дядя, там на конюшне был пастух, он вдруг умер; унеси его куда-нибудь.
— Задаром не пойду.
— Дорогой мой, хочешь, я сорву с шеи два ряда золотых и отдам тебе.
— Пока не получу денег, не пойду!
Ханым срывает с шеи золото, отдает безбородому и уходит к себе.
Безбородый берет пастуха, приносит его в дом и прислоняет к двери, а рядом ставит дубину.
Наступает утро, кади-эфенди встает и хочет выйти на улицу. Смотрит: какой-то пастух загородил ему дорогу.
Сколько он ни говорил ему: «Посторонись, эй, пастух!» — тот не трогается с места.
Кади говорит:
— Дорогой мой, сойди с дороги, уже время позднее, у меня дела.
Пастух все стоит.
— Эй, пастух, если у тебя жалоба, приходи потом! Пастух стоит да стоит.
Тогда кади взял дубину, ударил его легонько по голове, человек и свалился. Испугался кади-эфенди, бежит к безбородому и говорит:
— Ну-ка, вставай! Я тут ударил по голове дубиной одного пастуха, и он упал замертво. Чего только не будет делать народ, если узнает, что я убил человека.
— Эх, да воздаст вам Аллах по заслугам! С этим пастухом ни твоя жена, ни ты не даете мне покоя!
— Помилуй, безбородый, не ори, я дам тебе пятьсот курушей, только унеси его куда-нибудь.
А безбородый в ответ:
— Пока не получу деньги, с места не двинусь. И кади-эфенди дает ему пятьсот курушей.
Получив деньги, безбородый берет пастуха и бросает в ясли на конюшне. Наутро он идет на базар, покупает осла, сажает на
него пастуха и, крепко-накрепко привязав его к ослу, отправляется в путь. Едет-едет, видит: навстречу движется караван. Безборо-дый тотчас обматывает пастуха поводьями, а сам прячется под кустом.
Подходит караван в сорок мулов. Начальник каравана кричит:
— Эй, пастух, сверни с дороги!
А осел знай идет себе по самой середине.
Тогда один из караванщиков ударяет пастуха дубиной. Тот падает с осла на землю, а безбородый тотчас же выскакивает из-под куста.
— Ой, караул, сюда! Брата моего убили! — кричит он, и начальник каравана с испуга бросается в колодец.
Безбородый отвязывает пастуха, оставляет его под кустом, а сам забирает сорок мулов с товарами и едет в свои родные места. Приехав домой, он сваливает товар у себя во дворе.
Проходит день, пять дней, безбородый приоделся и гуляет, ни о чем не заботясь.
Однажды он говорит своей жене:
— Эй, жена, пригласи-ка наших друзей безбородых похлебать чорбы1.
Напрасно жена уговаривает его не делать этого, он твердит:
— Во что бы то ни стало созову. Готовь угощение! — и отправляется к безбородым.
— Эй, приятели, — приглашает он, — пожалуйте нынче вечером к нам похлебать чорбы.
Безбородые приходят, смотрят — на столбах дома золотые шары; входят в дом, глядь! — потолки и стены разукрашены. Как бы то ни было, они садятся, начинают есть, а потом спрашивают:
— Эй, приятель, откуда у тебя такое богатство?
— Да вот были у меня две воловьи шкуры. Я взял их да продал; так и заработал деньги.
— Ну, а почем продал?
— Почем продал? По золотому за каждый волосок, да и прикинул-то так, без счета, а если бы по счету, так я бы еще больше получил.
А те думают про себя: «Черт возьми! Он от одной пары волов такое богатство нажил, а у нас вон сколько... Мы всех их зарежем!»
С этим они встают и уходят, а потом, зарезав всех своих волов, нагружают на повозки не просохшие еще шкуры и отправляются в город.
Приезжают, останавливаются под копаком кади и начинают кричать:
— Продаем шкуры!
Кади посылает своего слугу узнать, что у них за товар.
— Да вот продаем шкуры, — отвечают они, — за каждый воло-| сок по золотому.
Слуга идет и докладывает кади,
— Да они сумасшедшие, возьмите их, посадите в тюрьму! Безбородых хватают за руки, за полы и сажают в тюрьму. Там
их держат неделю, а затем, огрев каждого палкой, выпускают на волю. Они выходят, берут шкуры, смотрят: шкуры-то протухли.
Безбородые бросают их и возвращаются домой.
После этого они еще больше возненавидели того беднягу и опять держат меж собой совет:
— Ну, друзья, теперь что мы сделаем с ним? Обманем его: выведем в степь и там бросим в колодец.
Порешив так, они берут мешок и приходят к нему.
— Друг названый, не пойдешь ли с нами в степь?
— Почему не пойти? — отвечает он и по-приятельски идет вместе с ними.
Как вышли они в степь, сразу схватили безбородого, посадили в мешок, хорошенько завязали сверху и положили на краю колодца.
— Бросить его в колодец так, средь бела дня, — не годится; пойдем-ка в харчевню, там посидим, отдохнем, а к вечеру придем и скинем. — Сказав так, они уходят.
А как раз в это время мимо колодца пастух гнал стадо овец. Безбородый услыхал, что кто-то идет, и стал кричать:
— Не хочу, не хочу!
Услыхал пастух его крик и спрашивает:
— Эй, человече, чего ты не хочешь?
— За меня отдают дочь падишаха, а я не хочу, так вот меня за это хотят бросить в колодец.
— Коли так, выходи, я туда залезу.
Пастух выпускает его из мешка, а сам лезет туда. Безбородый крепко-накрепко завязывает мешок, оставляет его у колодца, забирает овец и уходит
Пусть он себе идет, а в это время возвращаются его восемь приятелей навеселе; раскачав мешок, они бросают его в колодец-
— Ох, слава Аллаху, — говорят они, — избавились от него. Аида в кофейню.
А в это время наш пастух гонит перед собой овец и подходит к кофейне с другой стороны.
- наш приятель не
— Глядите, — удивляются безбородые, -
помер.
— Ах, чтоб тебе!
— Да он утонул, это не он!
— Нет, он!
— Нет, не он!
Они подзывают его:
— Эй, друг, поди-ка сюда!
— Обождите немного, вот запру скотину, тогда и приду. Заперев овец в хлев, наш дядя приходит и усаживается рядом
с земляками.
А те спрашивают:
— Скажи-ка, приятель, где ты взял этих овец?
— Где взял? Да в колодце. Вы думали, я утонул, а между тем я, пуская пузыри — гыр, гыр! — набирал баранов; пойдемте, и вы тоже наберете.
Они соглашаются, встают и идут к колодцу. Безбородый говорит:
— Вы кинули меня в одежде, из-за этого я не мог набрать много баранов; а вы лучше разденьтесь, так будет удобнее!
Жадность этих людей до того велика, что они тотчас же снимают с себя одежду.
Первый прыгнул и сразу утонул. Видят другие, что он не вылезает, испугались, как бы ему не достались все бараны, и один за другим стали кидаться в колодец.
Так безбородый избавляется наконец от своих завистников, забирает их одежду и идет домой.
И вот он вместе со своей женой до самой смерти проводит свою жизнь в счастье и благополучии.