253

В восемнадцатом веке иезуиты, наставляя людей в вере, сначала основали свою миссию 
в Парагвае и в районе Гуайры, а затем переплыли реку Уругвай и проникли 
в теперешний штат Рио-Гранде-до-Сул. Таким образом, задолго до того, как 
в эти края прибыли португальцы и испанцы, на восточном берегу Уругвая уже 
было семь населенных пунктов, где иезуиты собрали племя гуарани. Селения 
эти процветали и в скором времени превратились в настоящие города.

Это были: Санто-Анжело, Сан-Мигел, Сан-Лоуренсо, Сан-Луис-Гонзага, Сан-Николау, 
Сан-Жоан-Батиста и Сан-Боржа. В этих Семи селениях иезуитам удалось собрать 
тридцать тысяч жителей. В те времена гуарани строили школы и церкви - настоящие 
монументы, которые и ныне свидетельствуют об их деятельности.

Город Сан-Мигел стал столицей этой подлинной империи гуарани. Его величественный 
собор с алтарями, отделанными золотом, с серебряной церковной утварью, казалось, 
говорил о богатствах, накопленных в течение десятилетий.

Тем временем в сертанах - внутренних засушливых районах Бразилии - вырастали 
новые скотоводческие фазенды и новые склады травы мате. Скот, мате и сельскохозяйственные 
продукты были в ту эпоху фундаментом экономического господства миссионеров. 
Чтобы положить конец этой самодержавной монархии, которая возникла в Южной 
Америке, каковую миссионеры поделили между собой, Испания и Португалия объединились 
и сперва попытались изгнать как духовенство, так и индейцев с помощью договоров.

Индейцы не желали покидать свои земли; духовенство не желало покидать свои 
города.

И тут началась одна из самых неравных войн века - война Испании и Португалии 
с гуарани Семи селений!

При наступлении двух европейских армий погибли тысячи копьеносцев гуарани. 
И малое время спустя войска захватчиков уже ломились в ворота Сан-Мигела.

В скорбный час поражения духовенство покинуло свои фазенды. При столь поспешном 
бегстве оно не могло захватить с собой свои богатства и доверило их земле 
и водам: оно считало, что это наилучший выход из положения.

Однако эти сокровища не стали пищей человеческой алчности. Преданные духовенству 
индейцы были на страже. С тех пор прошло уже двести лет, а они, верные своему 
долгу, старились, умирали, но и после смерти продолжали хранить сокровища.

Мбороре был стражем белых домов.

Этот индеец был другом святых отцов семи миссий - земли, с которой текут 
реки в Уругвай, В лесу, на верху крутого склона, стоит белый дом, белый, 
как известь, без окон, без дверей. Залы в нем наполнены слитками золота 
и серебра, такими тяжелыми, что один слиток могут сдвинуть с места два человека. 
А между слитками лежат груды драгоценных камней. А на стенах, перед изображениями 
святых, укреплены подсвечники литого золота. И еще там есть серебряные подносы, 
кадила и посохи. А если бы мы начали перечислять все собранные там сокровища, 
мы никогда и не кончили бы.

Когда духовенство уходило, Мбороре взял на себя заботу о белом доме, в котором 
уже были замурованы окна и двери. Он охранял этот дом в юности, в старости 
и после смерти, но после смерти он продолжает охранять его, превратившись 
в призрак. Он охраняет дом и поныне, обходя дозором дом без окон и без дверей.

Рассказывают, что часть золота и драгоценных камней была в те дни перевезена 
из городов в горы и там спрятана.

Например, в Тока-до-Бугре, расположенном в нынешнем муниципальном округе 
Баже, неподалеку от горной цепи Санта-Текла, есть пещеры, в которых уже 
двести лет лежат несметные сокровища. Эти сокровища поручено хранить юному 
индейцу, верному Кумбае.

Дата публикации: 20 октября 2019 в 20:51