|
В восемнадцатом веке иезуиты, наставляя людей в вере, сначала основали свою миссию
в Парагвае и в районе Гуайры, а затем переплыли реку Уругвай и проникли
в теперешний штат Рио-Гранде-до-Сул. Таким образом, задолго до того, как
в эти края прибыли португальцы и испанцы, на восточном берегу Уругвая уже
было семь населенных пунктов, где иезуиты собрали племя гуарани. Селения
эти процветали и в скором времени превратились в настоящие города.
Это были: Санто-Анжело, Сан-Мигел, Сан-Лоуренсо, Сан-Луис-Гонзага, Сан-Николау,
Сан-Жоан-Батиста и Сан-Боржа. В этих Семи селениях иезуитам удалось собрать
тридцать тысяч жителей. В те времена гуарани строили школы и церкви - настоящие
монументы, которые и ныне свидетельствуют об их деятельности.
Город Сан-Мигел стал столицей этой подлинной империи гуарани. Его величественный
собор с алтарями, отделанными золотом, с серебряной церковной утварью, казалось,
говорил о богатствах, накопленных в течение десятилетий.
Тем временем в сертанах - внутренних засушливых районах Бразилии - вырастали
новые скотоводческие фазенды и новые склады травы мате. Скот, мате и сельскохозяйственные
продукты были в ту эпоху фундаментом экономического господства миссионеров.
Чтобы положить конец этой самодержавной монархии, которая возникла в Южной
Америке, каковую миссионеры поделили между собой, Испания и Португалия объединились
и сперва попытались изгнать как духовенство, так и индейцев с помощью договоров.
Индейцы не желали покидать свои земли; духовенство не желало покидать свои
города.
И тут началась одна из самых неравных войн века - война Испании и Португалии
с гуарани Семи селений!
При наступлении двух европейских армий погибли тысячи копьеносцев гуарани.
И малое время спустя войска захватчиков уже ломились в ворота Сан-Мигела.
В скорбный час поражения духовенство покинуло свои фазенды. При столь поспешном
бегстве оно не могло захватить с собой свои богатства и доверило их земле
и водам: оно считало, что это наилучший выход из положения.
Однако эти сокровища не стали пищей человеческой алчности. Преданные духовенству
индейцы были на страже. С тех пор прошло уже двести лет, а они, верные своему
долгу, старились, умирали, но и после смерти продолжали хранить сокровища.
Мбороре был стражем белых домов.
Этот индеец был другом святых отцов семи миссий - земли, с которой текут
реки в Уругвай, В лесу, на верху крутого склона, стоит белый дом, белый,
как известь, без окон, без дверей. Залы в нем наполнены слитками золота
и серебра, такими тяжелыми, что один слиток могут сдвинуть с места два человека.
А между слитками лежат груды драгоценных камней. А на стенах, перед изображениями
святых, укреплены подсвечники литого золота. И еще там есть серебряные подносы,
кадила и посохи. А если бы мы начали перечислять все собранные там сокровища,
мы никогда и не кончили бы.
Когда духовенство уходило, Мбороре взял на себя заботу о белом доме, в котором
уже были замурованы окна и двери. Он охранял этот дом в юности, в старости
и после смерти, но после смерти он продолжает охранять его, превратившись
в призрак. Он охраняет дом и поныне, обходя дозором дом без окон и без дверей.
Рассказывают, что часть золота и драгоценных камней была в те дни перевезена
из городов в горы и там спрятана.
Например, в Тока-до-Бугре, расположенном в нынешнем муниципальном округе
Баже, неподалеку от горной цепи Санта-Текла, есть пещеры, в которых уже
двести лет лежат несметные сокровища. Эти сокровища поручено хранить юному
индейцу, верному Кумбае.