|
Однажды, еще в восемнадцатом веке, отряд бразильцев пересекал зеленую долину Рио-Гранде-до-Сул.
Двинуться в путь их заставила нужда в рабочих руках, им нужны были индейцы
и они решили поработить племена, обитавшие в этом районе, и потому отправились
в дорогу, запасшись всем необходимым и в первую очередь оружием.
Дозорные предупредили индейцев племени минуано о приближении белых. Они
вскочили на своих горячих коней, вооружились копьями, болеадерами, стрелами
и покинули свою стоянку. Завидев белых, индейцы прибегли к своему обычному
способу - спрятались за конями, так что враги не могли их разглядеть. Замерев,
ждали они подходящей минуты, чтобы наброситься на врагов.
Бразильцы тогда еще ничего не знали об обычаях и военных хитростях индейцев
и, увидев вдалеке табун пасущихся лошадей, спокойно направились к нему.
Когда бразильцы оказались рядом, индейцы мигом вскочили на коней и обрушились
на врагов, осыпая их градом стрел. Бразильцы пустили в ход огнестрельное
оружие. Но вторая атака индейцев, вооруженных копьями, обратила поработителей
в беспорядочное бегство. На поле боя остался один раненый юноша. К нему
подошла девушка из племени минуано, которую привела в восторг храбрость
молодого воина. Бразилец знал, что его ожидает. Он спросил девушку, когда
его принесут в жертву языческим богам, но она ответила, что ему нечего бояться,
так как она ему поможет. Она ободряла юношу, который нравился ей и чья судьба
не могла не вызвать у нее жалости.
Пленника доставили на стоянку племени и позволили свободно ходить по лагерю,
пока его раны не заживут,- тогда можно будет совершить жертвоприношение
богам.
Юноша решил смастерить гитару. И вот однажды, приготовив все необходимое,
он уселся под деревом и принялся за работу. Начал он с того, что вытесал
толстую доску из пробкового дуба, затем придал ей нужную форму. В верхней
доске он вырезал дыру, чтобы лучше звучали струны. Склеил он свой инструмент
соком сомбаре, а из волокон этого растения свил струны.
Девушка уже крепко привязалась к чужестранцу и все свое свободное время
проводила с ним. Когда он мастерил гитару, она напевала ему мелодичные песни
своего племени.
Не прошло и месяца, как на главной площади деревни началась подготовка к
жертвоприношению. Пленника привязали к дереву, и все племя стало петь и
плясать вокруг него. Временами они передавали из рук в руки сосуды из тыквы
с пахучим медовым вином. Затем установилась мертвая тишина. Вождь племени
велел развязать и привести к нему пленника. Глядя в глаза белому юноше,
вождь заговорил:
- Пусть поражение послужит уроком для твоих братьев. И пусть не тревожат
они нас впредь. Того, кто явится сюда за рабами, наши кони растопчут копытами.
А ты за свою дерзость заплатишь смертью!
Потом обреченного спросили, каково его последнее желание. Он очень удивился
такому вопросу и, будучи человеком весьма умным, сообразил, что у него появилась
надежда на спасение. А зная, как сильно действует музыка на души индейцев,
попросил принести ему гитару. Он сказал, что перед смертью хочет сыграть
и спеть родную песню. Подруга его принесла гитару, и индейцы с любопытством
ждали, что будет дальше. Преисполнившись надеждой, юноша взял несколько
звучных аккордов и запел. Преобразились суровые лица индейцев, они слушали
юношу с восторгом и приговаривали:
- Гау-ше! Гау-ше!
А на их языке это значит: человек, который поет печальную песню. Восхищенные
чудесным пением, индейцы попросили вождя отменить жертвоприношение. Так
вот и случилось, что белый человек остался жить с индейцами племени минуано.
Он женился на своей индейской подруге. И от этого прекрасного союза белого
с индианкой происходят все гаушо, смелые и талантливые люди.