|
В общении со злыми людьми даже мудрый человек теряется.
шл в одном лесу Лев, по имени Мадоткат, что значит «Буйный». У Мадотката были три товарища: Ворона, Тигр и Шакал.
Однажды, когда Ворона, Тигр и Шакал гуляли в лесу,
они увидели незнакомого Верблюда. Ворона громко каркнула ему:
— Эй, Верблюд, кто разрешил тебе здесь ходить?
Верблюд рассказал, что он отбился от каравана, потерял дорогу и теперь не знает, что делать. Выслушав печальную историю, все трое посочувствовали Верблюду и предложили ему пойти вместе с ними к Мадоткату.
Мадоткат, узнав о бедственном положении Верблюда, предложил ему убежище, обещая ему свою защиту. Верблюд согласился и остался жить у Мадотката, который дал ему имя Читракарн, что значит «Пятнистые уши».
Наступил сезон дождей. С каждым днём становилось всё труднее и труднее добывать пищу. Звери в лесу изголодались, начались между ними ссоры и раздоры. И только Верблюд, для которого даже колючки служили пищей, чувствовал себя не так уж плохо.
Однажды, устав от бесплодных поисков, Ворона сказала Тигру:
— Какая нам польза от этого Верблюда? Он ничего не делает и только мешается. А между тем у него должно быть вкусное мясо.
— Глупая ты!—отвечал Тигр.—Разве ты забыла, что ему покровительствует Мадоткат?
— Зачем спорить! — сказал Шакал. — Надо сделать так, чтобы Лев сам помог нам разделаться с Верблюдом.
— Правильно, — сказала Ворона. — И он сделает это, ибо недаром говорится: «Женщина, измученная голодом, бросает на произвол судьбы своего собственного сына; голодная змея пожирает собственных детёнышей; слабеющий от голода мужчина становится безжалостным». И ещё: «Пьяница, трус, подлец, голодный, безумный, злой и усталый готовы совершить любой грех».
Ворона, Тигр и Шакал посоветовались между собой о том, как лучше действовать, и пошли к Мадоткату.
— Принесли вы чего-нибудь поесть? — спросил Лев, ко-торый от слабости не мог уже сдвинуться с места.
— Нет, махараджа, — ответил Шакал. — Мы обошли весь лес, но ничего не нашли.
— Как же мы будем жить дальше? — спросил Ма-доткат.
— Ты сам во всём виноват, повелитель, — отвечала Ворона. — Мы голодаем потому, что ты сам отказываешь себе и нам в пище.
— Как это так? — удивился Лев. — У меня ничего нет, и я ничего от вас не скрываю.
Тогда Ворона слетела на голову Мадотката и сказала ему на ухо:
— А Верблюд Читракарн?
— Читракарн? — переспросил Лев. — Но ведь я предоставил ему убежище. Мы не можем убить его: это будет подло и несправедливо.
— Тебе и не придётся убивать его, господин, — сказала Ворона. — Читракарн сам попросит тебя об этом.
На другой день Ворона, Тигр и Шакал пришли ко Льву в то время, когда у него сидел Верблюд, и повели такие речи.
— Махараджа, — жалобно закаркала Ворона, — мы опять пришли к тебе с пустыми руками! Весь день бродили мы по лесу, промокли до костей, но так ничего и не нашли. Но чтобы ты не голодал, съешь меня. Я хоть и маленькая, но всё-таки заморишь-червячка.
— Я скорее умру, — отвечал Мадоткат, — чем съем своего друга.
— Съешь лучше меня, — сказал Тигр.
— О повелитель, съешь лучше меня! — закричал Шакал. Увидев такое самопожертвование, не устоял и Читра-
карн.
— Съешь меня, махараджа... — начал было он, но не успел и кончить, как Тигр бросился на него и перегрыз ему горло.
И тут все четверо быстро сожрали доверчивого Верблюда,
«Вот поэтому я и говорю, — продолжала Мэгхаварна, — что введённый в заблуждение оказывается в конце концов жертвой и погибает, как Читракарн».
«А что же было дальше с брахманом и его козой?» — спросил раджа Читраварн.
«А вот что...» —ответила Ворона и продолжала рассказ о брахмане и трёх мошенниках.
«Отправился брахман дальше по дороге и пришёл к тому месту, где под деревом сидел третий мошенник. Тот приветствовал старика и задал точно такой же вопрос, как два первых мошенника:
— Куда ты несёшь эту собаку, брахман? — сказал он смеясь. — И зачем она тебе?
Тут уж брахман окончательно уверился в том, что несёт на плечах не козу, а собаку и что деревенский лавочник обма-
нул его. Он бросил козу на дороге и, считая себя осквернён ным, побежал совершать омовение.
А мошенники тем временем подобрали козу, зажарили ее и съели.
«Скажи, Мэгхаварна, — обратился к Вороне Читраварн,— как удалось тебе прожить в крепости врага столько времени и почему тебя ни в чём не заподозрили и не тронули?»
«Махараджа, — отвечала Ворона, — чего только не сделаешь ради того, чтобы выполнить приказ и довести дело до конца! Разве люди не таскают на себе дрова, чтобы потом их сжечь? Разве река, омывая корни дерева, в конце концов не подтачивает их так, что дерево гибнет? Недаром говорят: «Мудрый человек ради достижения своей цели даже врагов будет возить на себе, как старая Змея возила на себе Лягушку».
«Как же это было?» — спросил Читраварн.
«А вот как...» — ответила Мэгхаварна.