169

Никогда не пугайся того, что слышишь, пока не узнал, что от чего происходит.
Есть в горах Шрипарват город Брахмапур. И вот как-то в этом городе вор ограбил один дом и убежал в лес, чтобы спрятать украденное добро. Но когда бежал вор по лесной дороге, напал на него тигр и убил.
Был среди вещей, которые украл вор, серебряный колокольчик. Упал этот колокольчик на дорогу, а утром подобрали его обезьяны. Понравился им колокольчик, и стали они всё время звонить в него.
Через несколько дней нашли жители города в лесу убитого человека. Увидели они его, услышали звон колокольчика и решили, что поселился в их лесу ракшас, который уби-

Р а к ш а с — злой дух.

вает людей и звонит в колокольчик. Испугались жители Брахмапура, и с тех пор никто из них но отваживался выйти из города. Люди из других городов тоже боялись к ним ездить. Плохо стало жителям города Брахмапура, так как кончились у них запасы продовольствия и некому было их пополнить.
И вот собрал тогда раджа этого города всех своих подданных и объявил им, что даст большую награду тому, кто убьёт ракшаса Гханта-карна, что значит «Имеющий колокольчик», — так прозвали его жители Брахмапура. Но никто ему ничего не ответил, потому что все боялись ракшаса.
Жила в этом городе одна хитрая женщина, по имени Карала., Услышала она, что сказал раджа, и очень захотелось ей разбогатеть. Думала она, думала и решила, что, кроме обезьян, некому звонить в колокольчик.
Взяла Карала мешок фруктов, которые любят обезьяны, и отправилась в лес. Пришла она в лес и видит — прыгают обезьяны по деревьям и звонят в колокольчик. Раскидала Карала фрукты под деревьями и стала ждать.
Увидели обезьяны фрукты, бросили колокольчик и кинулись подбирать их. Только этого и надо было хитрой женщине. Взяла Карала колокольчик и вернулась в город. Показала она этот колокольчик радже и сказала, что убила ракшаса. Обрадовался раджа и щедро наградил Каралу.
С тех пор и пошла по городу молва, что Карала покорила ракшаса Гхантакарна. И стала Карала самым уважаемым человеком в городе Брахмапуре.
— Поэтому я и говорю, — продолжал Даманак,— никогда не пугайся того, что слышишь, пока не узнал, что от чего происходит. Тебе надо подружиться с этим Буйволом.
Вернулся Даманак к тому месту, где он оставил Санджи-вака, и привёл его ко Льву Пиигалаку.
Вскоре подружились Лев и Буйвол и зажили мирно и счастливо.
И вот пришёл однажды в гости к Пингалаку его брат Стабдхакарн. Обрадовался ему Пингалак и, чтобы устроить роскошный пир, решил отправиться на охоту.
— Зачем тебе ещё мясо? — спросил его Сандживак. — Ведь только сегодня ты убил оленя. Где он?
— Об этом только Даманак с Каратаком знают.
— Так спроси их, — сказал Сандживак.
— Стоит ли спрашивать! Скорее всего, они его съели, — засмеялся Пингалак.
— Что ты говоришь! — вскричал Сандживак. — Как могли два шакала съесть столько мяса?
— Кое-что они съели сами, кое-что раздали другим, а кое-что раскидали по лесу, — ответил Пингалак.
— Неужели они сделали это без твоего разрешения? —-удивился Сандживак.
— Да, так они всегда делают.
— Друг, это же очень нехорошо. Тот, кто беспечно тратит своё состояние, пусть он даже будет богат, как Кубера, станет когда-нибудь нищим.
Услышал их разговор Стабдхакарн и говорит:
— Послушай, брат... Даманак и Каратак старые твои слуги, да к тому же ты назначил их военными министрами. А разве может военный министр ещё и казначеем быть? Вот послушай-ка, что говорят об этом в народе: «Никогда не доверяй казну свою брахману, воину или родственнику: брах-

Кубёра — в индийской мифологии бог богатства.
Брахман — представитель высшего сословия, часто — священнослужитель.

ман, даже если его прижать крепко, ни за что с деньгами не расстанется; воин, которому доверены деньги, в конце концов обязательно за меч возьмётся; родственник, овладев казной на основе родства, присвоит всё себе.
— Всё, что ты говоришь, верно, — согласился Пингалак, —да только эти два шакала не слушаются меня.
— Это очень плохо, — сказал Стабдхакарн. — В наших священных книгах сказано: «Раджа даже сына должен наказывать, если тот не выполняет его приказаний. Иначе какая же тогда разница между самим раджей и его портретом!» И ещё там сказано: «Раджа должен заботиться о своих подданных, как отец: защищать их от грабителей, чиновников, врагов и от их собственной жадности». А поэтому, брат, послушайся моего совета: назначь этого травоядного Санд-живака хранителем твоих запасов.
Послушался Пингалак своего брата и назначил Саиджи-вака казначеем. С этого дня кончилась счастливая жизнь для Даманака и Каратака. А дружба между Пингалаком и Сандживаком день ото дня крепла всё больше и больше.
— Брат, что же нам теперь делать? — спросил однажды Каратак.
— Мы сами во всём виноваты, — ответил Да-маНак. — На кого нам ещё жаловаться? Вот так же по собственной вине пострадали один царевич и ювелир.
— А что с ними случилось? — спросил Каратак.
— А йот что...— ответил Даманак.

Дата публикации: 23 октября 2019 в 18:04