|
ТЕНАЛИ РАМАКРИШНА И БОГИНЯ КАЛИ
Говорят, что в юности своей Тенали Рамакришна поклонялся черной богине Кали. Во славу этой великой богини он прочитал множество молитв и заклинаний, изнурял себя долгим постом, приносил обильные жертвы ее храмам.
Богиня Кали была довольна столь ревностным служением своего юного бхакта и решила сама наградить его. Однажды ночью она явилась Рамакришне в своем самом страшном обличье — с десятью головами, в поясе из ядовитых змей, украшенная ожерельем из черепов асуров и бхутов. В руках богиня держала два кувшина. В одном было густое, сладкое молоко, а в другом — кислая простокваша. Богиня поставила оба кувшина перед Рамакришной и знаком приказала ему: выбирай! Рамакришна, не говоря ни слова, взял оба кувшина и выпил их один за другим. Богиня удивилась, но ничего не сказала, а Рамакришна склонился перед ней в восьмичлен-ном поклоне и молвил:
— О мать всех живущих! Если ты хочешь вознаградить меня за любовь к тебе, ответь на мой вопрос!
Богиня подумала: «Это, должно быть, очень важный вопрос»,— и наклонила свои десять голов в знак согласия.
Тогда сказал Рамакришна, сохраняя на лице своем выражение почтительное и глубокомысленное:
— Мать всех живущих! Мы, люди, ничтожные твои создания, имеем только один нос. И все же, когда у нас насморк, мы испытываем большие неудобства — нам приходится то и дело чихать, сморкаться и вытирать нос, а это ведь так утомительно! Поведай же мне, о дееяти-головая, как поступаешь ты, когда у тебя бывает насморк?
Богиня рассмеялась.
— Ты станешь поэтом и всю жизнь будешь смешить людей, так что люди будут звать тебя Озорной Поэт! — сказала она и исчезла.
Кто знает, может быть, слова богини были страшным заклятием, но Рамакришна принял их как благословение и не жалел об этом до конца своих дней.
КОШКА ТЕНАЛИ РАМАКРИШНЫ
Рассказывают также, что великий царь Кришиадева-райя призвал к себе однажды своих приближенных и сказал:
— Я дам каждому из вас корову и кошку. Вы должны поить ваших кошек коровьим молоком, и того, кто в три месяца сумеет лучше всех откормить свою кошку, я награжу щедрой рукой. Повинуйтесь — такова моя воля.
Приближенные низко поклонились и разошлись по домам выполнять царский приказ.
Тенали Рамакришна тоже получил по приказу царя корову и кошку. Дети его незадолго перед тем тяжело заболели, а в доме не было и черствой лепешки. Вечером Тенали Рамакришна подоил корову и прежде всего попробовал молоко сам. Молоко показалось ему очень вкусным — такое оно было сладкое, душистое, густое!
«Нет,— подумал Рамакришна,— для кошки это, пожалуй, будет слишком жирно! Этого молока она у меня пить не станет».
Он вскипятил молоко в маленьком горшочке, поставил горшочек перед кошкой и ткнул ее мордой в горячее молоко. Кошке это совсем не понравилось: она фыркнула, обиженно зашипела, вырвалась из рук Рамакриш-ны и убежала прочь. С тех пор при одном виде чашки с молоком кошка спешила удалиться, оскорбленная и негодующая. А Рамакришна доил корову, пил молоко, по-
ил своих больных детей и славил в душе милость великого царя. Через три месяца приближенные вновь собрались в царском дворце, и каждый привел с собой свою кошку. Ах, что это были за кошки — гладкие, сытые, откормленные!.. У одних придворных кошки были толщиною с тигра, а у других — толще буйвола... И только кошка Тенали Рамакришны была тощая, облезлая, страшная — кожа да кости. Царь Кришнадеварайя увидел эту несчастную кошку и спросил с удивлением и гневом:
— Что сделал ты с бедным животным, ачарья Рамакришна? Поил ты кошку молоком или нет? Отвечай немедля!
— О милостивый владыка! — смиренно ответил Тенали Рамакришна. — Что мне было делать? Ведь эта скверная кошка совсем не пьет молока: за все время она ни разу к нему не притронулась. Мне и пришлось, чтобы молоко не пропало, пить его самому и поить своих малых детей. Ведь мои дети, великий царь, были очень больны, теперь же они все здоровы благодаря твоей милости.
— Где ты видел кошку, которая не пьет молока? — вконец рассердился Кришнадеварайя. — Ты смеешься надо мной, глупый брахман!
— Не гневайся, о великий царь! — сказал Рамакришна. — Прикажи лучше проверить, правду я говорю или нет, и ты сам убедишься, смеет ли лгать твой верный слуга.
Царь приказал поставить перед кошкой горшочек с молоком. И что же? Кошка злобно зашипела, фыркнула, опрокинула лапой горшочек и опрометью бросилась вон из дворца. Царь очень удивился и попросил Рамакришну рассказать, как было дело.
Говорят, что потом царю стало немного стыдно. Он понял, что не годится поить молоком кошек и забывать о маленьких детях.
А слова «кошка Тенали Рамакришны» стали пословицей. Если теперь люди телугу видят, как кто-нибудь взрослый — мать, отец или старший брат — старается показать, что ребенок, который стоит рядом с ним, не любит сладких пирожных или красивых игрушек, они смеются и говорят:
— Все понятно! Это же кошка Рамакришны!
ТЕНАЛИ РАМАКРИШНА И ЦАРСКИЙ НАСТАВНИК
Отец, дед и прадед царя Кришнадеварайи были шиваитами, они поклонялись богу Шиве. Да и сам он в молодости свято чтил храм великого Махадевы. Но когда он вступил на престол, то в один прекрасный день понял, что среди всех вероучений есть одно самое истинное, самое мудрое, самое прекрасное — учение вишнуитов, поклонников бога Вишну. И вот царь Кришнаде-варайя сделался вишнуитом, а с этого времени все вишнуиты стали ближе и милее царскому сердцу. Заботясь о духовном спасении остальных своих подданных, царь пожелал убедить их в истинности новой веры. В его столицу, город Виджаянагар, приехал знамени-тый проповедник, ученый мудрец по имени Удаявару. Сам царь избрал его своим наставником — гуру.
Ученый мудрец проповедовал в городе Виджаянагаре с восхода и до заката. И больше всего доставалось в его проповедях бедным почитателям Шивы.
— Знайте же,— говорил Удаявару,— почитающие Шиву нечисты, они подобны злым ракшасам и бхутам-кровошшцам. Избегайте этих нечестивцев, о истинно верующие! Каждый из вас, кто на утренней заре встретит презренного шиваита, в следующем рождении станет ослом. Бойтесь греха, истинно верующие!
Слушал эти проповеди Тенали Рамакришна, и чем больше он слушал, тем больше хотелось ему проучить царского наставника, да заодно и царю дать хороший урок.
Однажды утром царь Кришнадеварайя направлялся в храм богини Лакшми. Его сопровождали воины и мудрецы, сановники и поэты. С царем был и его наставник — мудрец Удаявару.
Повстречался им по дороге крестьянин, который гнал перед собой двух больших ослов. Как только Тенали Рамакришна заметил этих ослов, он подбежал к ним, пал перед ними на колени, а затем распростерся ниц, совершая восьмичленный поклон. Царь и его свита в изумлении остановились, а испуганные ослы громко заревели. Наконец, придя в себя, царь обратился к Ра-макришне:
— Ума ты лишился, что ли? Что ты делаешь, нечестивец?
— Не гневайся на меня, государь! — сказал Рамакришна, поднимаясь с земли и низко кланяясь царю. — Я просто вспомнил слова нашего великого учителя. Он ведь говорил вчера, что каждый, кто встретит утром поклонника Шивы, родится ослом. Но ведь, если ты помнишь, твой великий отец и твой почтенный дед поклонялись Махадеве. Им-то, уж конечно, приходилось видеть презренных шиваитов и утром, и вечером, и в полдень! Вот я и подумал — о воплощение милости! — а вдруг сейчас в образе этих несчастных ослов мы видим твоего великого отца и почтенного деда? Согласись, мог ли я не приветствовать подобающим образом таких мудрых царей и славных полководцев?
Слушая речь Рамакришны, царь весьма неблагосклонно поглядывал на своего наставника, а тот со стыда готов был сквозь землю провалиться.
С этого дня мудрец Удаявару перестал в своих проповедях высмеивать иноверцев, а царь Кришнадеварайя понял, что, в конце концов, не так уж важно, в какого бога человек верит и кому поклоняется.